Будет интересно

Особенности эксклюзивного образования детей с овз

особенности эксклюзивного образования детей с овз

Скачать для просмотра и печати:

Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990).

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2011)

Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»

Основные принципы и методики

Нужно отметить, что у внедрения инклюзивного образования находится немало противников, которые считают, что ученикам с психофизическими отклонениями нельзя обучаться в обычных классах, и им будет сложно осваивать стандартную школьную программу.


квалифицированным юристам нашего сайта.

Как это происходит в мировой практике

В США и ряде европейских стран работы по внедрению смешанной программы обучения начались в середине 70-х годов прошлого столетия. Здесь применялись три подхода, направленные на адаптацию инвалидов в обществе:

  • мейнстриминг — частичное включение детей-инвалидов в общественную деятельность, где они общаются с ровесниками на различных культурно-массовых мероприятиях;
  • интеграция — обучение детей с психофизическими отклонениями в развитии в обычных школах;
  • инклюзия — переоборудование учебных заведений и адаптация школьной программы под потребности детей с ограниченными возможностями.

Проведение последующих исследований в данной области показал, что именно последний вариант является более эффективным и экономически выгодным.

Особенности эксклюзивного образования детей с овз

Не всегда хватает педагогов, которые готовы работать с детьми удаленно, в домашних условиях или дополнительно После получения дополнительной помощи для восприятия информации ребенок усваивает материал значительно лучше Для работы с некоторыми детьми инвалидами требуется использование различных технологий После получения образовательной программы выдается общий диплом о полученном образовании Педагогам более трудно контролировать успеваемость детей инвалидов, при дистанционном или домашнем обучении При инклюзивной программе обучения имеется возможность работать с каждым ребенком в отдельности Не во всех регионах Российской Федерации присутствует возможность использования инклюзивной образовательной программы

Наряду с преимуществами, у инклюзивной, а также иной формы обучения имеются также и недостатки.

Особенности эксклюзивного образования детей с овз по фгос

  • человек имеет свою социальную ценность, независимо от физических и умственных возможностей;
  • каждый человек является личностью, имеет свое мнение и точку зрения;
  • каждому человеку нужно общение;
  • полноценное и всестороннее образование возможно только в коллективе и при хороших взаимоотношениях;
  • в окружении человека должны быть как ровесники, так и люди старшего возраста;
  • для учащихся важны их достижения, и грамотный анализ неудач;
  • только при разнообразном подходе к обучению можно получить наилучший результат.

Проблемы обучения

Образование и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья совместно со здоровыми ребятами – это уникальное явление в нашей стране, вызывающие большой резонанс в обществе.

Часто возникающие проблемы:

  • Отсутствие преподавателей.

Особенности эксклюзивного образования детей с овз в доу

Содержание работы инклюзивной группы:

осуществление развивающей деятельности (развитие речи и представлений об окружающем мире, развитие познавательной сферы, игровой, исследовательской, проектной, графической, конструктивной деятельности и т.д.);

социализация в условиях совместного обучения и воспитания детей с ОВЗ и обычно развивающихся сверстников;

реализация коррекционной деятельности специалистов (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, массажист);

реализация программ творческого развития детей (керамическая мастерская, хореография, музыкально-ритмические занятия, игротерапия и др.).

Методическое обеспечение инклюзивных групп выбирается в равной мере с ориентиром на детей с ОВЗ, обычно развивающихся дошкольников и детей, опережающих возрастные нормативы.

Немало важно пройти обследование у детского психолога и дефектолога, которые смогут помочь в выборе коррекционного заведения и способа образования.

Интегративное обучение

Интегрированный образовательный процесс подразумевает собой обучение группы ребят, имеющих сложные проблемы со здоровьем, в отдельном классе общеобразовательной школы. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет использовать современные технологии, необходимые для коррекции и быстрого приспособления ребят к активной школьной жизни. Регулярная совместная деятельность со здоровыми ребятами дает возможность ученикам с проблемами со здоровьем приобретать важные социальные и коммуникативные навыки.

Процесс интегрированного образования основан на разработке в общеобразовательной школе специальной адаптированной программы.

активное вовлечение семьи в работу учрежде­ния, обеспечивающего сопровождение детей с ограни­ченными возможностями здоровья;

консультирование родителей по проблемам раз­вития их детей;

обучение родителей доступным им методам и приемам оказания помощи детям в условиях семьи;

организация обратной связи родителей с учреж­дением и др.

Решение этих проблем и ряда других, возникаю­щих в условиях общеобразовательных организаций, приве­дет к снятию барьеров в образовательной, професси­ональной и бытовых сферах, в самопознании, само­развитии и самореализации детей с ограниченными возможностями здоровья, что, в свою очередь, будет способствовать более успешному развитию инклю­зивного образования.

Литература

  1. Алехина С. В., Зарецкий В. К.

активно использовать возможности дистанцион­ного образования как эффективного инструмента реа­лизации компетентностного подхода в образовании;

обеспечить межведомственное взаимодействие и социальное партнерство между организациями, уч­реждениями, ведомствами, обеспечивающими психо­лого-педагогическую и социальную поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья;

обеспечить организацию взаимодействия учреж­дения с семьей, воспитывающей ребенка с ограничен­ными возможностями здоровья.

На сегодняшний день, в этом плане в общеобразо­вательных организациях предпринимаются попытки преоб­разований организационно-методического характера.

Для решения проблем в этой области в первую оче­редь требуется создание банка данных о существую­щих в настоящее время вспомогательных устройствах, как зарубежных, так и отечественных, используемых в образовательном процессе для всех категорий детей.

В условиях быстрых изменений в науке и общест­венной жизни, стремительного развития информаци­онных технологий в качестве эффективного инстру­мента реализации компетентностного подхода в обра­зовании, в том числе лиц с ограниченными возможно­стями здоровья, целесообразно рассматривать дистан­ционное обучение. В условиях дистанционного обуче­ния учащийся, студент приобретает навык эффектив­ного поиска информации, ее отбора и структурирова­ния, анализа и оценки.

Введение технологий дистанционного обучения в учебный процесс приводит к появлению новых воз­можностей для реализации проблемно-поисковой и проектной деятельности учащихся.

Причиной инвалидности часто являются не столько медицинские проблемы, связанные с состоянием здоровья человека, сколько то состояние развития общества, которое своими барьерами препятствует реализации прав и свобод людей с нарушениями здоровья. Разрушение барьеров при получении доступности к качественному образованию приводит к объединению общественного пространства людей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых людей, меняется отношение к нарушениям здоровья: оно считается не пороком, а особенностью того или иного человека. Социализации в обществе детей с ограниченными возможностями здоровья проходит успешно, он функционирует как полноценный член общества.

В частности:

  • отсутствуют квалифицированные специалисты, а именно на подготовке преподавательского состава и базируется данная форма обучения;
  • общеобразовательные учреждения не рассчитаны на комфортное обучение детей с ограниченными возможностями: отсутствуют пандусы и лифтовые подъемники, нет медицинского оборудования и приспособлений для детей с ослабленным зрением;
  • нет педагогов, способных работать с детьми-инвалидами;
  • отсутствие необходимой материально-технической базы.

Согласно последовательности введения смешанной формы обучения, в 2017-2018 гг. на этой базе будут формироваться 1-и 2 классы начальной школы.

Инклюзивное образование предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и сохранным интеллектом в рамках общеобразовательной школы по стандартам, предусмотренным для учеников с обычными образовательными возможностями.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья — это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Инклюзивное образование — наиболее передовая система обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, основанная на совместном обучении лиц с нормативным развитием и имеющих ограниченные возможности здоровья, когда все участники образовательного процесса учатся жить вместе, постепенно стираются границы между детьми с ограниченными возможностями здоровья и здоровыми детьми.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *